воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Ошибки ученического самоуправления. № 1

Во многих образовательных учреждениях при запуске и функционировании ученического самоуправления допускаются различные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к негативным результатам.
Публикуемые материалы можно рассматривать в качестве дружеского совета специалиста, который имеет возможность обобщать материалы, представленные различными образовательными учреждениями, как в процессе личного общения, так и с помощью Интернет-сайтов, а также собранные в ходе научно-исследовательской работы (анкетирование, интервью, анализ педагогических источников и т.д.).
Первая ошибка. Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.
Часто ученическое самоуправление подменяется (или рассматривается) в качестве детской общественной организации.
В этом случае сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе проявление инициативы школьников, в том числе, в области управления школой, была представлена действующим комитетом комсомола и советом пионерской дружины. Эти руководящие органы детской общественной  организации (пионеры) и молодежной (комсомол), действительно, выполняли функции участия школьников в управлении школой.
Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом, который не следует смешивать с деятельностью детских и молодежных общественных объединений, которые, кстати говоря, сегодня работают не только в школе, и призваны решать иные задачи, чем участие в управлении школьной жизнью.
Следовательно, ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно функционирует на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а детские общественные объединения опираются на Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ. Это две разные правовые формы детской активности, поэтому нам их не следует путать.
Советы обучающихся действуют на основе локальных нормативных актов, принимаемых образовательной организацией (устав образовательной организации, положение о совете обучающихся и т.д.). Общественные объединения создаются гражданами, которые принимают устав создаваемого общественного объединения. Для создания общественного объединения Федеральный закон «Об общественных объединениях» не требует одобрения какими-либо администрациями, учреждениями. И это есть одно из главных отличий в правовой сущности Советов обучающихся и детских (молодежных) общественных объединений.
- Внимательно изучите положения Федерального закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона «Об образовании в Российской Федерации», где провозглашен принцип коллегиального управления школой, в том числе и с участием школьников.
- Сохраняйте автономность этих двух организационных форм детской активности, четко разведя их задачи и функции, обозначив компетентность и ответственность каждого из них.
- Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.
- Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.
Ждем вас на нашей Всероссийской Ярмарке моделей ученического самоуправления. Смотрите молодежный портал www.mmforum.ru

И наши страницы в социальных сетях - https://www.facebook.com/Leaders.Teams  и http://vk.com/club33234782

Комментариев нет:

Отправить комментарий