Во многих образовательных
учреждениях при запуске и функционировании ученического самоуправления
допускаются различные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а
иногда приводят к негативным результатам.
Публикуемые материалы можно
рассматривать в качестве дружеского совета специалиста, который имеет
возможность обобщать материалы, представленные различными образовательными
учреждениями, как в процессе личного общения, так и с помощью Интернет-сайтов,
а также собранные в ходе научно-исследовательской работы (анкетирование,
интервью, анализ педагогических источников и т.д.).
Первая
ошибка. Смешение организационных форм детской активности: детской общественной
организации и ученического самоуправления.
Часто ученическое самоуправление
подменяется (или рассматривается) в качестве детской общественной организации.
В этом случае сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе проявление инициативы школьников, в том числе, в области управления школой, была представлена действующим комитетом комсомола и советом пионерской дружины. Эти руководящие органы детской общественной организации (пионеры) и молодежной (комсомол), действительно, выполняли функции участия школьников в управлении школой.
В этом случае сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе проявление инициативы школьников, в том числе, в области управления школой, была представлена действующим комитетом комсомола и советом пионерской дружины. Эти руководящие органы детской общественной организации (пионеры) и молодежной (комсомол), действительно, выполняли функции участия школьников в управлении школой.
Но сегодня, когда нет (не должно
быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы,
ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим
феноменом, который не следует смешивать с деятельностью детских и молодежных
общественных объединений, которые, кстати говоря, сегодня работают не только в
школе, и призваны решать иные задачи, чем участие в управлении школьной жизнью.
Следовательно, ученическое
самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть
автономным. Оно функционирует на основе Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», а детские общественные объединения опираются на Федеральный закон
Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ. Это
две разные правовые формы детской активности, поэтому нам их не следует путать.
Советы обучающихся действуют на
основе локальных нормативных актов, принимаемых образовательной организацией
(устав образовательной организации, положение о совете обучающихся и т.д.).
Общественные объединения создаются гражданами, которые принимают устав
создаваемого общественного объединения. Для создания общественного объединения
Федеральный закон «Об общественных объединениях» не требует одобрения
какими-либо администрациями, учреждениями. И это есть одно из главных отличий в
правовой сущности Советов обучающихся и детских (молодежных) общественных
объединений.
- Внимательно изучите положения Федерального
закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым
регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона «Об
образовании в Российской Федерации», где провозглашен принцип коллегиального управления
школой, в том числе и с участием школьников.
- Сохраняйте автономность этих двух
организационных форм детской активности, четко разведя их задачи и функции,
обозначив компетентность и ответственность каждого из них.
- Создавая ученическое
самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не
является членом детской общественной организации.
- Рассматривайте детские
общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического
самоуправления.
Ждем вас на нашей Всероссийской
Ярмарке моделей ученического самоуправления. Смотрите молодежный портал www.mmforum.ru
И наши страницы в социальных сетях -
https://www.facebook.com/Leaders.Teams и http://vk.com/club33234782
Комментариев нет:
Отправить комментарий