суббота, 9 августа 2014 г.

«Мое педагогическое кредо – не столько говорить, сколько создавать условия»

Мое интервью Росинтербанку
Финансовая грамотность населения – тема, в последнее время ставшая особенно актуальной. Для РосинтерБанка работа в этом направлении является приоритетной задачей. Первый шаг в новой для себя роли – роли неких «финансовых наставников» - мы сделали в июле,  став партнером экономической смены в ГОУ ДООЦ «Команда».  В течение двух недель московские старшеклассники жили по правилам деловой игры «Мегаполис». Они строили собственный город, выбирали мэра, решали различные экономические задачи, спасая городской бюджет, а некоторые даже руководили собственным банком.  Об особенностях «Мегаполиса» и его роли в финансовом просвещении мы поговорили с создателем деловой игры доктором педагогических наук, профессором Александром Прутченковым.

- Александр Сергеевич, расскажите, как возникла идея создания деловых игр, развивающих у школьников навыки самоуправления?
- Идея родилась 21 год назад. Тогда мы с коллегами начали работать по заданию Министерства образования с курсом граждановедения ( он до сих пор преподается в некоторых школах). На тот момент тема была очень актуальной, ведь во времена преобразований в стране нужно было формировать у подрастающего поколения чувство гражданина. Идея реализовывалась на базе  Российской академии образования, где я служил уже много лет. Работали мы вместе с Яковом Владимировичем Соколовым, основным автором курса.
Уже тогда стало очевидно, что одной теорией в работе с детьми не обойтись.  Мы конечно расскажем ребенку, что такое государство, объясним функции властей, расскажем про банки. Он это услышит, а если он исполнитель, то даже запомнит. И даже сдаст экзамен или зачет, но потом все равно забудет. Потому что ребенок вообще не понимает, зачем ему эти знания. Я-то понимаю, как преподаватель, пытаюсь объяснить, но реакцию ребенка вы уже поняли.  Поэтому пришла идея организовать практикум, но опять же не просто в виде кейсов, каких-то задач, которые математики решают.  Мы придумали игру, назвали ее «Демократическая республика». Помогали ребятам с помощью различных механизмов, в том числе выборов, формировать органы власти, создавали парламент, выбирали президента, формировали правительство, запускали работу всех структур. Эта программа пошла, и в нее вошли несколько тысяч школ, в том числе и в Москве, чем я очень горжусь.  Она до сих пор работает, хотя и, конечно, модифицируется, по-разному называется.
- Чуть позже вы несколько сместили акценты, на одно из центральных мест выдвинув финансовое просвещение…
- Да, действительно. Практика показала, что нужны такие коррективы. Тем более что Россия, в частности Москва, стала позиционировать себя как международный финансовый центр. Органично совпало и то, что с 2007 года я как раз перешел работать на кафедру экономики Московского института открытого образования, мои докторская и кандидатская диссертации были посвящены игровым технологиям экономического воспитания школьников. Тогда мы и стали думать, каким образом усилить эту составляющую финансового просвещения, финансовой грамотности, экономических понятий, которыми ребята должны владеть. Когда появилась активная возможность работать с Интернетом, фактически создавать сайт и пользоваться всеми социальными сетями, придумали формат Мегаполис, в который переродилась «Республика».  Теперь лоббируем, или усиливаем акцент на местном самоуправлении. Мыслить глобально, конечно, хорошо, но нужно еще и разбираться в том, что тебя окружает, решать местные проблемы. В этом плане мне очень нравятся слова Никиты Михалкова, который года два назад сказал: «Вы все ищете национальную идею? Она очень простая- давайте Россию почистим.Приведем в порядок страну, в которой мы живем. Может быть это ключевая идея?».
Вот мы придумали название «Мегаполис» - то есть город, поскольку мы больше работаем все же с крупными городами. И пытаемся ребятам сейчас помочь понять структуру города – у нас есть мэр, городская дума, основные управления и отделы. Эта технология продолжает идею  формирования некой «гражданской идентичности». То есть я должен понимать, что я гражданин России, а с другой стороны – что я живу именно в этом городе, и порядок и чистота в нем в том числе и от меня зависит.
Очевидно, что все эти механизмы, кроме красивых лозунгов и призывов, они всегда базируются на экономике. Я должен понимать, что комфортная жизнь в города будет зависеть от того, какой у меня бюджет. Что у меня появляется, какие ресурсы появляются, город  дотируемый или он донор? 
- Как все-таки в процессе игры повышается финансовая грамотность школьников? 
 - Мегаполис сегодня живет на собственном сайте, ведь интернет и компьютеры – основное хобби современных детей. Там работает виртуальный банк, ребята могут открывать счета, брать кредит (но мы всегда их предупреждаем, что это вещь опасная). Сейчас старшеклассники осваивают и другие финансовые инструменты, например, акции (спасибо РосинтерБанку!). Акцент мы постоянно ставим на том, что деньги просто так из воздуха не берутся, они должны быть каким-то образом получены, конечно же, законным способом. Потом мы объясняем, что какую-то часть этих средств, как говорится во всех пособиях по личному финансовому планированию, нужно, конечно же, инвестировать.
Следующее наше направление (думаю, лет на 10 вперед мы себе эту задачку поставили) - попытаться показать ребятам эти различные финансовые инструменты.  Чтобы они смогли пользоваться теми же акциями, понимали, что есть различные виды депозитов, что можно использовать драгоценные металлы, антиквариат и все остальное...
- Вы проводили свои игры не только в Москве, но и в других городах России, а также в странах СНГ. Отличается ли детское восприятие?
- Знаете, можно частично согласиться с тем, что московские дети более целеустремленные. Но нужно учитывать, что, например, недавняя экономическая  смена в «Команде» – профильная, ориентированная на активистов ученического самоуправления. То есть эти ребята так или иначе ориентируются и в вопросах местного самоуправления, ведь по сути они отличаются только масштабом. Достаточно много ребят не боятся самостоятельно принимать решения, хотя мы часто как раз с этим мучаемся. На самом деле общая болезнь педагогов всего мира, и России в том числе, в том, что  педагогу всегда хочется сделать все  за ребенка. Конечно, это быстрее, правильнее, политически грамотнее и т.д. Но ведь вам и дальше с этим ребенком жить. Многие через год закончат школу, и педагога рядом уже не будет, ему нужно будет самому принимать решение. И куда он побежит – к вожатому, к учителю? Дайте ему возможность пожить! Честно говоря, по ходу игры у нас часто случаются такие трудности – когда взрослые пытаются сделать за детей. Приходилось долго объяснять организаторам – мы не снимаем видеофильм для отчета, что ребенок умный. Мы пытаемся создать те самые жизненные проблемы, которые он должен научиться самостоятельно решать.
Мое педагогическое кредо – не столько говорить, сколько создавать условия. Вот он купил акцию,  прогорел – замечательно! Но он рисковал виртуальными мегами, а не рублями или долларами. Это очень важный аспект. Ключик к любому педагогическому явлению – это последействие. Если после урока у ребенка появляются какие-то вопросы, он хочет спросить – вы прекрасно провели урок. Если он сразу про вас забывает, как страшный сон – вам нужно уходить из школы.  Так же после любой смены.
- За время работы дети чем-то удивили?
-Дети всегда какие-то неожиданности подкидывают. В этом отношении, мне понравилось некое понимание, что будущее Москвы зависит от них. Это фраза из методички, подготовленной Надеждой Кураниной и ее коллегами к экономической смене вДООЦ «Команда».  Пусть это звучит патетически, но тем не менее. Как сказал классик: «Нас уважать нужно уже зато, что мы хотим что-то сделать».Когда сейчас ребята работают над проектами, точнее над проектными идеями,  видно, что они хотят помочь Москве стать более комфортным городом. Более спортивным, более образованным. Придумывают что-то для автомобилистов, велосипедистов.И это очень здорово, потому что обычно дети заземляются, делают что-то маленькое, чтобы прямо сейчас заработать и про это забыть. Думаю, это показатель уровня и доказательство того, что эти 10-15 лет работы, в том числе с курсом граждановедения, дают результат. Ребята начинают понимать, что благосостояние города, условия, в которых они живут, зависят и от них.
- Впервые к деловой игре «Мегаполис» присоединился финансовый институт – РосинтерБанк. Как оцениваете это сотрудничество?
- РосинтерБанк дал «Мегаполису» новое дыхание. Как я уже отмечал, с подачи банка в игре появились новые финансовые инструменты, в частности, акции. Сотрудники РосинтерБанка донесли до ребят массу полезной экономической информации, базовой и необходимой для любого гражданина. Им, как знатокам своего дела, сделать это проще, чем нам, педагогам. Мы всегда за сотрудничество с профессионалами. Я всегда отдаю себе отчет и говорю, что я педагог,  технолог, я могу какую-то идею взять, развить и реализовать. Но есть информация серьезная, глубокая, профильная. Ее легче преподнести именно профессионалу, но очень важно, каким языком это будет сделано. Наш опыт совместной работы оказался удачным, «мостик»между профессионалами и детьми был налажен, и все остались довольны итогом! И я надеюсь, что наше сотрудничество с РосинтерБанком будет продолжено! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий