Мое интервью Росинтербанку
Финансовая грамотность населения – тема, в последнее время
ставшая особенно актуальной. Для РосинтерБанка работа в этом направлении
является приоритетной задачей. Первый шаг в новой для себя роли – роли неких
«финансовых наставников» - мы сделали в июле, став партнером экономической смены в ГОУ ДООЦ
«Команда». В течение двух недель
московские старшеклассники жили по правилам деловой игры «Мегаполис». Они
строили собственный город, выбирали мэра, решали различные экономические
задачи, спасая городской бюджет, а некоторые даже руководили собственным
банком. Об особенностях «Мегаполиса» и
его роли в финансовом просвещении мы поговорили с создателем деловой игры
доктором педагогических наук, профессором Александром Прутченковым.
- Александр Сергеевич, расскажите, как возникла идея создания деловых
игр, развивающих у школьников навыки самоуправления?
- Идея родилась 21 год назад. Тогда мы с коллегами начали
работать по заданию Министерства образования с курсом граждановедения ( он до
сих пор преподается в некоторых школах). На тот момент тема была очень
актуальной, ведь во времена преобразований в стране нужно было формировать у
подрастающего поколения чувство гражданина. Идея реализовывалась на базе Российской академии образования, где я служил
уже много лет. Работали мы вместе с Яковом Владимировичем Соколовым, основным
автором курса.
Уже тогда стало очевидно, что одной теорией в работе с детьми не
обойтись. Мы конечно расскажем ребенку,
что такое государство, объясним функции властей, расскажем про банки. Он это
услышит, а если он исполнитель, то даже запомнит. И даже сдаст экзамен или зачет,
но потом все равно забудет. Потому что ребенок вообще не понимает, зачем ему
эти знания. Я-то понимаю, как преподаватель, пытаюсь объяснить, но реакцию
ребенка вы уже поняли. Поэтому пришла
идея организовать практикум, но опять же не просто в виде кейсов, каких-то
задач, которые математики решают. Мы
придумали игру, назвали ее «Демократическая республика». Помогали ребятам с
помощью различных механизмов, в том числе выборов, формировать органы власти,
создавали парламент, выбирали президента, формировали правительство, запускали
работу всех структур. Эта программа пошла, и в нее вошли несколько тысяч школ, в
том числе и в Москве, чем я очень горжусь.
Она до сих пор работает, хотя и, конечно, модифицируется, по-разному
называется.
- Чуть позже вы несколько сместили акценты, на одно из центральных мест
выдвинув финансовое просвещение…
- Да, действительно. Практика показала, что нужны такие
коррективы. Тем более что Россия, в частности Москва, стала позиционировать
себя как международный финансовый центр. Органично совпало и то, что с 2007
года я как раз перешел работать на кафедру экономики Московского института
открытого образования, мои докторская и кандидатская диссертации были посвящены
игровым технологиям экономического воспитания школьников. Тогда мы и стали
думать, каким образом усилить эту составляющую финансового просвещения,
финансовой грамотности, экономических понятий, которыми ребята должны владеть.
Когда появилась активная возможность работать с Интернетом, фактически
создавать сайт и пользоваться всеми социальными сетями, придумали формат
Мегаполис, в который переродилась «Республика».
Теперь лоббируем, или усиливаем акцент на местном самоуправлении. Мыслить
глобально, конечно, хорошо, но нужно еще и разбираться в том, что тебя
окружает, решать местные проблемы. В этом плане мне очень нравятся слова Никиты
Михалкова, который года два назад сказал: «Вы все ищете национальную идею? Она
очень простая- давайте Россию почистим.Приведем в порядок страну, в которой мы
живем. Может быть это ключевая идея?».
Вот мы придумали название «Мегаполис» - то есть город,
поскольку мы больше работаем все же с крупными городами. И пытаемся ребятам
сейчас помочь понять структуру города – у нас есть мэр, городская дума,
основные управления и отделы. Эта технология продолжает идею формирования некой «гражданской
идентичности». То есть я должен понимать, что я гражданин России, а с другой
стороны – что я живу именно в этом городе, и порядок и чистота в нем в том числе
и от меня зависит.
Очевидно, что все эти механизмы, кроме красивых лозунгов и
призывов, они всегда базируются на экономике. Я должен понимать, что комфортная
жизнь в города будет зависеть от того, какой у меня бюджет. Что у меня
появляется, какие ресурсы появляются, город
дотируемый или он донор?
- Как все-таки в процессе игры повышается финансовая грамотность
школьников?
- Мегаполис сегодня
живет на собственном сайте, ведь интернет и компьютеры – основное хобби
современных детей. Там работает виртуальный банк, ребята могут открывать счета,
брать кредит (но мы всегда их предупреждаем, что это вещь опасная). Сейчас старшеклассники
осваивают и другие финансовые инструменты, например, акции (спасибо РосинтерБанку!).
Акцент мы постоянно ставим на том, что деньги просто так из воздуха не берутся,
они должны быть каким-то образом получены, конечно же, законным способом. Потом
мы объясняем, что какую-то часть этих средств, как говорится во всех пособиях
по личному финансовому планированию, нужно, конечно же, инвестировать.
Следующее наше направление (думаю, лет на 10 вперед мы себе
эту задачку поставили) - попытаться показать ребятам эти различные финансовые
инструменты. Чтобы они смогли
пользоваться теми же акциями, понимали, что есть различные виды депозитов, что
можно использовать драгоценные металлы, антиквариат и все остальное...
- Вы проводили свои игры не только в Москве, но и в других городах
России, а также в странах СНГ. Отличается ли детское восприятие?
- Знаете, можно частично согласиться с тем, что московские
дети более целеустремленные. Но нужно учитывать, что, например, недавняя
экономическая смена в «Команде» –
профильная, ориентированная на активистов ученического самоуправления. То есть
эти ребята так или иначе ориентируются и в вопросах местного самоуправления,
ведь по сути они отличаются только масштабом. Достаточно много ребят не боятся
самостоятельно принимать решения, хотя мы часто как раз с этим мучаемся. На
самом деле общая болезнь педагогов всего мира, и России в том числе, в том, что
педагогу всегда хочется сделать все за ребенка. Конечно, это быстрее, правильнее,
политически грамотнее и т.д. Но ведь вам и дальше с этим ребенком жить. Многие
через год закончат школу, и педагога рядом уже не будет, ему нужно будет самому
принимать решение. И куда он побежит – к вожатому, к учителю? Дайте ему
возможность пожить! Честно говоря, по ходу игры у нас часто случаются такие
трудности – когда взрослые пытаются сделать за детей. Приходилось долго
объяснять организаторам – мы не снимаем видеофильм для отчета, что ребенок
умный. Мы пытаемся создать те самые жизненные проблемы, которые он должен
научиться самостоятельно решать.
Мое педагогическое кредо – не столько говорить, сколько создавать
условия. Вот он купил акцию, прогорел –
замечательно! Но он рисковал виртуальными мегами, а не рублями или долларами.
Это очень важный аспект. Ключик к любому педагогическому явлению – это
последействие. Если после урока у ребенка появляются какие-то вопросы, он хочет
спросить – вы прекрасно провели урок. Если он сразу про вас забывает, как
страшный сон – вам нужно уходить из школы.
Так же после любой смены.
- За время работы дети чем-то удивили?
-Дети всегда какие-то неожиданности подкидывают. В этом
отношении, мне понравилось некое понимание, что будущее Москвы зависит от них.
Это фраза из методички, подготовленной Надеждой Кураниной и ее коллегами к экономической
смене вДООЦ «Команда». Пусть это звучит
патетически, но тем не менее. Как сказал классик: «Нас уважать нужно уже зато,
что мы хотим что-то сделать».Когда сейчас ребята работают над проектами, точнее
над проектными идеями, видно, что они хотят
помочь Москве стать более комфортным городом. Более спортивным, более
образованным. Придумывают что-то для автомобилистов, велосипедистов.И это очень
здорово, потому что обычно дети заземляются, делают что-то маленькое, чтобы
прямо сейчас заработать и про это забыть. Думаю, это показатель уровня и
доказательство того, что эти 10-15 лет работы, в том числе с курсом
граждановедения, дают результат. Ребята начинают понимать, что благосостояние
города, условия, в которых они живут, зависят и от них.
- Впервые к деловой игре «Мегаполис» присоединился финансовый институт
– РосинтерБанк. Как оцениваете это сотрудничество?
- РосинтерБанк дал «Мегаполису» новое дыхание. Как я уже
отмечал, с подачи банка в игре появились новые финансовые инструменты, в
частности, акции. Сотрудники РосинтерБанка донесли до ребят массу полезной
экономической информации, базовой и необходимой для любого гражданина. Им, как
знатокам своего дела, сделать это проще, чем нам, педагогам. Мы всегда за
сотрудничество с профессионалами. Я всегда отдаю себе отчет и говорю, что я
педагог, технолог, я могу какую-то идею
взять, развить и реализовать. Но есть информация серьезная, глубокая,
профильная. Ее легче преподнести именно профессионалу, но очень важно, каким
языком это будет сделано. Наш опыт совместной работы оказался удачным,
«мостик»между профессионалами и детьми был налажен, и все остались довольны
итогом! И я надеюсь, что наше сотрудничество с РосинтерБанком будет продолжено!

Комментариев нет:
Отправить комментарий