Что с нами произошло? В чем мы изменились?
Что с нами происходит? В чем необходимо меняться и как можно
быстрее?
Что с нами будет происходить? Как будет развиваться наше
общество, семья, учителя, дети? Как на эти изменения повлияет новый
образовательный стандарт?
Можно поставить еще несколько вопросов, требующих ответа. В
аналитическом докладе, подготовленном в Гарварде 2 года назад, ученые назвали
21 век сетевым столетием. Что происходит в сетевом столетии? Философы, в
частности Тоффлер, считают - шок от будущего. А.Г. Асмолов
приводит аргументы, что мы находимся в шоке от настоящего:
В середине первого десятилетия 21 века в год производилось
информации больше, чем за предыдущие 5 тыс. лет. При этом новая техническая
информация удваивается каждые 2 года. Для студентов технических профессий,
обучающихся на специальностях бакалавриата 4 года, означает, что то, чему
они обучались в первом году, устаревает к 3 курсу.
10 самых востребованных профессий 2010 года, в 2004 году еще
не существовали.
По данным трудовиков прогнозируется, что те, кто учится
сегодня, к 38 годам жизни сменит от 10 до 14 мест работы. Т.е. ситуация полной
занятости остается мифом. Неполная занятость является трендом времени.
На завоевание аудитории в 50 млн. радио потребовалось 38
лет, телевидению – 12 лет, интернету – 4 года, i-pod 3 года,
сети Facebook понадобилось 2 года,
I-pad завоевывает аудиторию еще стремительнее. Студенты, которые
получают образование сейчас, будут работать по профессиям, которые еще не
созданы, использовать технологии, которых еще нет сегодня, решать задачи, с
которыми мы сегодня не сталкивались и о которых мы даже не знаем.
И делает выводы:
Поэтому и детский сад, и школа, и ВУЗ сегодня должны
стать школами неопределенности. Мы должны обучать неопределенным в разных
ситуациях, не типовым задачам.
Любая технократическая модернизация образования приведет нас
к упадку. Если не будут определены мотивы, ценности, цели. Упадок неизбежен,
если мы не будем понимать – образование в сетевом веке – это:
массовая сетевая индустрия; массовая социальная коммуникация; массовая
практика социальных действий.
Школа мотива образования начинается не с ученика, а с
учителя. И новый стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя
к обучению.
Есть редкие исключения, ростки школы понимания, школы
ценностной педагогики и школа диалога культур. Но, к сожалению, ни в системе
высшего педагогического образования, ни в системе повышения квалификации и
профессионального развития они, как говорится, «не ночевали», следовательно,
предстоит огромная работа в этом направлении.
Дети не должны превращаться в репродуктивных
хомячков, которые за щеками носят все знания
Необходимо проектировать совместные действия, в которых
закладывается зона ближайшего развития. Учителю необходимо быть режиссером
совместных действий. Эта режиссура — уникальная драматургия, уникальное
искусство, без которого мы не введем новые стандарты и останемся людьми,
идущими вперед, с головой, повернутой назад.
Решать огромное количество стоящих на сегодня проблем и
задач нужно с изменений в программах профессионального развития учителей и
руководителей школ — появления в них, прежде всего, педагогики и
психологии развития, проектной деятельности.
Открытые, дистантные
формы образования в сетевом веке – это не игра, не мода.
Это нормальная форма существования, чтобы не испытывать шок от настоящего.
Потому что сегодня время информационных социализаций наших детей.
Они становятся иными – интеллектуальными акселератами. Если сегодня
увеличится цифровой разрыв между поколениями, то социальные катаклизмы
неизбежны
Есть о чем подумать нам всем!
Комментариев нет:
Отправить комментарий