среда, 22 августа 2012 г.

Шок от настоящего


Что с нами произошло? В чем мы изменились? 
Что с нами происходит? В чем необходимо меняться и как можно быстрее?
Что с нами будет происходить? Как будет развиваться наше общество, семья, учителя, дети? Как на эти изменения повлияет новый образовательный стандарт?
Можно поставить еще несколько вопросов, требующих ответа. В аналитическом докладе, подготовленном в Гарварде 2 года назад, ученые назвали 21 век сетевым столетием. Что происходит в сетевом столетии? Философы, в частности Тоффлер, считают - шок от будущего. А.Г. Асмолов приводит аргументы, что мы находимся в шоке от настоящего:
В середине первого десятилетия 21 века в год производилось информации больше, чем за предыдущие 5 тыс. лет. При этом новая техническая информация удваивается каждые 2 года. Для студентов технических профессий, обучающихся на специальностях бакалавриата 4 года, означает, что то, чему они обучались в первом году, устаревает к 3 курсу. 
10 самых востребованных профессий 2010 года, в 2004 году еще не существовали. 
По данным трудовиков прогнозируется, что те, кто учится сегодня, к 38 годам жизни сменит от 10 до 14 мест работы. Т.е. ситуация полной занятости остается мифом. Неполная занятость является трендом времени.
На завоевание аудитории в 50 млн. радио потребовалось 38 лет, телевидению – 12 лет,  интернету – 4 года, i-pod 3 года,  сети Facebook  понадобилось 2 года, I-pad завоевывает аудиторию еще стремительнее.  Студенты, которые получают образование сейчас, будут работать по профессиям, которые еще не созданы, использовать технологии, которых еще нет сегодня, решать задачи, с которыми мы сегодня не сталкивались и о которых мы даже не знаем.
И делает выводы:
Поэтому и детский сад, и школа, и ВУЗ сегодня должны стать школами неопределенности. Мы должны обучать неопределенным в разных ситуациях, не типовым задачам.
Любая технократическая модернизация образования приведет нас к упадку. Если не будут определены мотивы, ценности, цели. Упадок неизбежен, если мы не будем понимать – образование в сетевом веке – это:  массовая сетевая индустрия; массовая социальная коммуникация; массовая практика социальных действий.
Школа мотива образования начинается не с ученика, а с учителя. И новый стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению.
Есть редкие исключения, ростки школы понимания, школы ценностной педагогики и школа диалога культур. Но, к сожалению, ни в системе высшего педагогического образования, ни в системе повышения квалификации и профессионального развития они, как говорится, «не ночевали», следовательно, предстоит огромная работа в этом направлении.
Дети не должны превращаться в репродуктивных хомячков, которые за щеками носят все знания
Необходимо проектировать совместные действия, в которых закладывается зона ближайшего развития. Учителю необходимо быть режиссером совместных действий. Эта режиссура — уникальная драматургия, уникальное искусство, без которого мы не введем новые стандарты и останемся людьми, идущими вперед, с головой, повернутой назад.
Решать огромное количество стоящих на сегодня проблем и задач нужно с изменений в программах профессионального развития учителей и руководителей школ — появления в них, прежде всего, педагогики и психологии развития, проектной деятельности.
Открытые, дистантные формы образования в сетевом веке – это не игра,  не мода. Это нормальная форма существования, чтобы не испытывать шок от настоящего.  Потому что сегодня время информационных социализаций наших детей.  Они становятся иными – интеллектуальными акселератами. Если сегодня увеличится цифровой разрыв между поколениями, то социальные катаклизмы неизбежны

Есть о чем подумать нам всем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий